Почему не рекомендуется езда накатом?

Особенности управления авто с разными типами привода

Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение Шестой » 28 фев 2013, 18:04

Почему не рекомендуется езда накатом в повороте?

В книжке Цыганкова четко указано, что езда накатом в повороте может приводить к выносу из поворота. Почему?
Машина на нейтрали превращается в тележку, которая едет с постоянной скоростью и у которой нет ведущих колес.. почему ее должно выносить?

К сожалению или счастью, в моем личном опыте нет прецендентов связанных с накатом. Так что ориентируюсь только на теорию.
Аватара пользователя
Шестой
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 22:18
Откуда: Москва
Марка автомобиля: Опель
Модель автомобиля: Астра H
Тип привода: передний
Стаж (лет): с 2006г
Пройдено программ ЦВВМ: 3

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение d_kat » 28 фев 2013, 23:03

Эрнест Цыганков "Управление автомобилем в критических ситуациях"
-->>>
Постоянно увеличивающаяся цена бензина повлияла на технику управления автомобилем. Большинство водителей стали пользоваться повышающими передачами, чтобы уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя и снизить расход топлива. С точки зрения экономии эта тенденция положительная, но в плане безопасности отрицательная. Чем меньше тяга двигателя, тем уже диапазон возможностей для преодоления критической ситуации экстренным маневром. К сожалению, большинство водителей выработали прочный навык к переключению понижающих передач, только когда “двигатель не тянет” и частота вращения падает ниже 2000 об/мин (имеются в виду скоростные модели легковых автомобилей, у которых максимальная тяга – крутящий момент – соответствует 3500–4000 об/мин).
Когда вы экономите бензин, не делайте это за счет собственной безопасности. Исключите движение накатом из водительской практики, В сложных ситуациях поднимите мощность двигателя включением понижающей передачи. Так легче преодолеть критическую ситуацию за счет динамики автомобиля.

Особенно опасно потерять мощность при движении на подъем, при обгоне, экстренном объезде препятствия, на крутом повороте, колее, глубоком снегу и т. д.

Если существует выбор, на какой передаче преодолеть поворот (“с недокрутом” на повышающей передаче или “с перекрутом” на понижающей), то в плане безопасности лучше выбрать второй вариант. Преимуществ несколько. Они обусловлены возможностями:

– использовать тормозной эффект двигателя для загрузки передних колес;

– противодействовать центробежной силе мощностью двигателя;

– дозированно тормозить при повороте, не боясь блокирования колес;

– использовать ускорение для преодоления критической ситуации.
Аватара пользователя
d_kat
 
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 08 окт 2012, 22:03
Откуда: Москва (СВАО)
Марка автомобиля: VW
Модель автомобиля: polo hatchback, 2013г.в., 1.4, 5МКПП
Стаж (лет): с 2002 г
Пройдено программ ЦВВМ: 3

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение Шестой » 03 мар 2013, 11:38

Спасибо d_kat!
Но мне не понятна физика.
Во-первых,
Почему машина при езде на нейтрали в повороте стремится к выносу?
И во-вторых,
Когда едешь в повороте с выжатым сцеплением - уже чувствуешь центробежную силу. Если нажать на газ - эта сила только увеличится!
Как тогда быть с пунктом
d_kat писал(а):Если существует выбор, на какой передаче преодолеть поворот (“с недокрутом” на повышающей передаче или “с перекрутом” на понижающей), то в плане безопасности лучше выбрать второй вариант. Преимуществ несколько. Они обусловлены возможностями:
.....
– противодействовать центробежной силе мощностью двигателя;
....

?
Аватара пользователя
Шестой
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 22:18
Откуда: Москва
Марка автомобиля: Опель
Модель автомобиля: Астра H
Тип привода: передний
Стаж (лет): с 2006г
Пройдено программ ЦВВМ: 3

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение d_kat » 03 мар 2013, 22:19

Машина при езде на нейтрали в повороте стремится к выносу, поскольку на нее действует центробежная сила, являющаяся превалирующей. Ровный газ создает ей противодействие, как та ниточка, к которой привязан самолетик, если вращать его над головой. Нитка обрывается, и самолет летит "кчертунакуличики".
"Если нажать на газ". как нажать? и в какой стадии поворота? Если нажать до выхода из поворота, то вы только увеличиваете центробежную силу, потому что вы увеличиваете скорость движения.


Впрочем, я наверное зря влезла, поскольку мне это уже напоминает тренировку на льду в отстутсвии преподавателя))
Аватара пользователя
d_kat
 
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 08 окт 2012, 22:03
Откуда: Москва (СВАО)
Марка автомобиля: VW
Модель автомобиля: polo hatchback, 2013г.в., 1.4, 5МКПП
Стаж (лет): с 2002 г
Пройдено программ ЦВВМ: 3

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение Farid » 05 мар 2013, 21:06

d_kat писал(а): Если нажать до выхода из поворота, то вы только увеличиваете центробежную силу, потому что вы увеличиваете скорость движения.

Вы правы в том, что касается действия центробежной силы, увеличивая скорость движения по дуге неизменного радиуса, в определенный момент, вы дойдете до предела сцепления колес с дорогой, согласно Fц=MVквадрат/R, где M-масса, V-скорость, R-радиус поворота, причем влияние скорости квадратично.
Но, что касается "ниточки", то ей скорее являются шины колес, которые удерживают автомобиль на дуге. Ровный же газ позволяет поддерживать скорость постоянной и что не менее важно позволяет иметь в запасе инструмент для перераспределения веса и создания вращательного момента вокруг передних колес (под прикрытие газа)

Шестой писал(а):противодействовать центробежной силе мощностью двигателя;

Эта утверждение справедливо не только для заднеприводного автомобиля, двигающего в заносе по дуге поворота, но и для переднеприводного автомобиля, повернутые внутрь поворота и тянущие колеса которого создают центростремительное ускорение, которое по определению и является противодействием центробежной силе
Фарид Аиндинов
Преподаватель
Исполнительный директор ЦВВМ
Аватара пользователя
Farid
 
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 11 дек 2009, 11:36
Откуда: Москва (СВАО)
Марка автомобиля: Nissan
Модель автомобиля: Teana
Тип привода: передний
Стаж (лет): 14
Пройдено программ ЦВВМ: 99

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение Vladimir777 » 07 мар 2013, 14:46

Шины имеют предел сцепления. Который можно потратить на разгон, торможение, или на борьбу с центростремительной силой в повороте. Сила трения шин – это векторная величина, она может быть направлена вперед (разгон), назад торможение, в бок при движении с постоянной скоростью по окружности. Может быть направлена и под углом, если сочетается продольное ускорение (торможение или разгон) с движением по дуге.
НО! Предел остается одним и тем же. И если немножко тратится на торможение, то на борьбу с центростремительной силой остается всё меньше ресурсов.
Машина, движущаяся накатом, тормозит из-за трения в трансмиссии! А значит, часть ресурсов трения шин уже бесполезно расходуется, и остается меньше возможностей для борьбы с центробежной силой. Снижение возможностей из –за движения накатом на скользкой дороге может доходить до 10-20%.
Движение на ровном газу нужно для компенсации сил трения в трансмиссии, тогда весь ресурс сцепления шин может быть задействован на удержание в повороте.
Естественно, что для возможностей маневрирования нужна тяга, связанная с крутящим моментом двигателя. Тяга нелинейно зависит от оборотов и очень быстро падает при их снижении. Кто то думает, например, что у него 100 л.с под капотом, но при езде на оборотах близких к холостым из мотора больше 10 л.с. не выжать.
Хотя для устойчивости в самом повороте нужна только ровная тяга, нужно предполагать возможность неожиданного изменения условий дорожной обстановки. Например, может понадобиться резко изменить направление движения иди скорость за поворотом, чтобы объехать препятствие, а машина на холостых оборотах будет едва реагировать на нажатый в пол газ.
Образование – это то что осталось, после того, как все выученное забыто.
Vladimir777
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 14 дек 2009, 22:05
Откуда: Ижевск
Марка автомобиля: Ford
Модель автомобиля: Fusion
Стаж (лет): 15
Пройдено программ ЦВВМ: 0

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение Farid » 08 мар 2013, 00:22

Vladimir777 писал(а):..на борьбу с центростремительной силой в повороте

Здравствуйте Владимир, давно Вас не было видно!
По теме: разве не с центробежной силой шинам приходится бороться, противодействуя ей центростремительной?
Изображение
Фарид Аиндинов
Преподаватель
Исполнительный директор ЦВВМ
Аватара пользователя
Farid
 
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 11 дек 2009, 11:36
Откуда: Москва (СВАО)
Марка автомобиля: Nissan
Модель автомобиля: Teana
Тип привода: передний
Стаж (лет): 14
Пройдено программ ЦВВМ: 99

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение d_kat » 08 мар 2013, 23:25

Спасибо за пояснения.

То есть я верно понимаю, что есть 2 аспекста:
1. готовность к действиям при изменении ситуации. Чем ближе обороты к таковым максимально крутящего момента, тем эффективней могут быть эти действия (зависит уже от скорости реакции и верности действий водителя).
Время, которое тратится на включение/переключение передачи - доли секунды порой очень важные.
В классе довольно уделялось внимания "времени", как много может произойти (или не произойти) за доли секунды. Очень наглядно. Народ прозревал))) впрочем, за всех не скажу...

2. силы, действующие на авто.
Схематично для наглядности возможно изобразить все основные силы, действующие на автомобиль в повороте? И вывести суммарный вектор, для авто "на тяге" и для авто "на нейтрали".
На рисунке нет центростремительной силы.
Если взять в качестве "дано" определенную скорость, радиус поворота и разложить все векторы? В первом приближении.
Или это будет совсем бессмысленно, поскольку надо учитывать каждое колесо и действующие именно на них силы, а не на авто в целом?
Аватара пользователя
d_kat
 
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 08 окт 2012, 22:03
Откуда: Москва (СВАО)
Марка автомобиля: VW
Модель автомобиля: polo hatchback, 2013г.в., 1.4, 5МКПП
Стаж (лет): с 2002 г
Пройдено программ ЦВВМ: 3

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение Vladimir777 » 11 мар 2013, 10:48

Центробежная сила направлена от центра поворота, и приложена к центру масс автомобиля, центростремительная направлена в центр, её создают шины. Они в прямом смысле борются в повороте с центробежной силой.

Сила трения, приложенная к шине, может быть направлена в любом направлении. Но она имеет предел – на асфальте это примерно 0,8g, на льду 0,2g. Можно все возможности шин потратить на торможение, можно на прохождение поворота. Во время ускорения не всегда достигается предел сцепления, из-за ограниченных возможностей двигателя. Но на льду предел легко превысить, и довести колеса до скольжения.


Движение накатом вызывает тормозной эффект порядка 0,1g. На льду это почти половина возможностей. Однако векторная сумма ограничивает боковую силу скромнее на 10-20%.
Вложения
поворот2.JPG
Образование – это то что осталось, после того, как все выученное забыто.
Vladimir777
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 14 дек 2009, 22:05
Откуда: Ижевск
Марка автомобиля: Ford
Модель автомобиля: Fusion
Стаж (лет): 15
Пройдено программ ЦВВМ: 0

Re: Почему не рекомендуется езда накатом?

Непрочитанное сообщение Vladimir777 » 11 мар 2013, 11:39

Кроме к готовности к неожиданным действиям хорошая тяга двигателя нужна для выхода из поворота по следующим причинам:

Невозможно ехать по окружности постоянного радиуса и сразу же начать ехать по прямой на выходе из поворота. А значит, на выходе из поворота обязательно будет участок с выпрямлением траектории, при этом неминуемо будет происходить перераспределение веса (в повороте загружены внешние колеса, на выходе при разгоне вес перемещен назад). Во время переноса веса в подвеске возникают колебательные процессы. Пока они идут, общее сцепление с дорогой падает. Т.е. вес разгружается мгновенно, а загружается с задержкой и последующими колебаниями. Если плавно добавлять газ при спрямлении траектории на выходе из поворота , то паразитные колебательные процессы в подвеске можно гасить. Однако возможно это, только если педаль газа достаточно чувствительна. А она быстро отзывается только на ровной тяге.
Вектор силы трения на выходе из поворота должен плавно повернуться из положения в бок до положения вперед!
Образование – это то что осталось, после того, как все выученное забыто.
Vladimir777
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 14 дек 2009, 22:05
Откуда: Ижевск
Марка автомобиля: Ford
Модель автомобиля: Fusion
Стаж (лет): 15
Пройдено программ ЦВВМ: 0

След.

Вернуться в Технические вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron