Зимняя резина

Особенности управления авто с разными типами привода

Re: Зимняя резина

Непрочитанное сообщение patsanchik » 09 фев 2010, 18:39

Архив форума писал(а):Шипованая резина зачастую проигрывает не шипованым зимним покрышкам на мокром асфальте (и то в последнее время эта разница нивелируется), но если мы едем на прогнозе и соответственно держим дистанцию, то можно сказать, что шипованая резина более безопасна, потому что мы можем спрогнозировать как поведет себя наш автомобиль, какой длинны будет его тормозной путь в случае экстренного торможения. Но если мы едем на не шипованых покрышках и при этом попадаем на участок льда, то здесь спрогнозировать ситуацию очень сложно. Поэтому ради того участка льда перед светофором, который может и попадется вам за всю зиму один-два раза, стоит сделать выбор в пользу шипованых покрышек.


Таким образом неподготовленным пользователям, не прошедшим курсы, и не умеющим нормально работать на прогнозе, лучше порекомендовать липучки. И надеяться что на этих "участках льда перед светофором" им просто повезет :)
Правильно понимаю?
patsanchik
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 21:44

Re: Зимняя резина

Непрочитанное сообщение Farid » 10 фев 2010, 03:55

На авось надеяться не стоит. Поскользнуться на асфальте и на "липучках" не составляет труда. Шипы более универсальны, тем более современные. В последних тестах шипованые покрышки вырываются в лидеры в сравнении с нешиповаными, в торможениях даже на асфальте, как на сухом так и на мокром, а уж про раскатанный лед и говорить нечего.
Фарид Аиндинов
Преподаватель
Исполнительный директор ЦВВМ
Аватара пользователя
Farid
 
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 11 дек 2009, 11:36
Откуда: Москва (СВАО)
Марка автомобиля: Nissan
Модель автомобиля: Teana
Тип привода: передний
Стаж (лет): 14
Пройдено программ ЦВВМ: 99

Re: Зимняя резина

Непрочитанное сообщение RaceMaster » 03 май 2010, 15:20

Совершенно согласен.
Два года по зиме на новых Amtel NordMaster ST-310 шип - полёт отличный, и на асфальте (шумновата правда) и на ледовом кольце, а по укатанному снегу вообще класс.
Life-is'in-Drift, цуко...
Toyota Mark2 TourerV, JZX90, 1JZ-GTE, 320 лс
Чем выше профессионализм, тем меньше заносчивость. (с)
Аватара пользователя
RaceMaster
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 дек 2009, 19:44
Откуда: г.Красноярск, Красноярский край
Марка автомобиля: Toyota
Модель автомобиля: Mark 2 TourerV
Стаж (лет): 15
Пройдено программ ЦВВМ: 0

Re: Зимняя резина

Непрочитанное сообщение nixx50 » 14 сен 2011, 11:52

Споры о том, что лучше шипованная или нешипованная резина можно вести до бесконечности. Т.К. у всех свои критерии. Несколько моих друзей, в том числе 2 мастера спорта по ралли, последние лет 10 ездят только на нешипованной резине. Я сам 14 лет отъездил на на шипованной резине. Начиная от древней Nokia Hakkapeliitta 10 и Goodyear UG300 на ВАЗ21063, потом Hakka 1, 2, 4, Goodyear UG500 и заканчивая Nokian Hakkapeliitta 5 (финская) на Субару Форестер 2,5 ХТ. Сразу скажу, что кроме UG300, всеми остальными шинами был очень доволен. Не раз спасали меня. Но несколько лет назад я все-таки попал в аварию прямо у выезда из дома, КАМАЗ объезжая препятствие выехал на встречку, несмотря на то, что места в принципе было достаточно и скорость была совсем не большой не более 25-30 км/ч, затормозить на стиральной доске из льда форик обутый в одни из лучших на тот момент шипованные Nokian Hakkapeliittа 5 не смог, максимум сумел вывернуться, и избежать лобового столкновения. Поэтому уповать на то, что шипованная резина на льду панацея никому не советую. На этот сезон в первые в жизни купил нешипованный Michelin X-Ice 2. В прошлом году брал на тест драйв несколько машин, обутых в эту резину, и был поражен предсказуемостью, стабильностью и сцеплением этой резины практически на любом покрытии, ощутимо лучше чем моя Hakka 5, особенно это касалось асфальта, наста, снега и каши.
Кстати, если посмотреть результаты тестов зимней резины в последнем номере журнала "За рулем", то мои субъективные ощущения подтверждаются цифрами. На ЛЬДУ тормозной путь у нешипованного Michelin X-Ice 2 почти на метр меньше, чем у его шипованного собрата X-Ice 2 North. А на сухом асфальте эта разница уже более 3 м опять в пользу не шипованной резины. А вообще результаты очень похожи, и если посмотреть, то многие бюджентные шипованные покрышки набрали в сумме существенно меньше баллов, чем пусть и более дорогие нешипованные. ИМХО, если финансы позволяют (лучше не экономить, ремонт всегда дороже) нужно брать хорошую резину, а шипованная или нешипованная - дело вкуса.
nixx50
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 10:53

Re: Зимняя резина

Непрочитанное сообщение Vladimir777 » 05 ноя 2011, 18:53

Там, где проявляются преимущества шипованной резины, они на столько бесспорны, очевидны, и несравнимы с её недостатками, что спорить по этому поводу начинают только неосведомленные люди, приводящие исключительно субъективные аргументы. Например, что кто-то на шипах там улетел, а вот другой на липучках проехал. При этом сразу встают вопросы, как кто смотрел, какая реакция у водителей (способность принимать решения на основе увиденного), а также каковы водительские навыки водителей.
Давайте отбросим эти не поддающиеся учету при сравнении шин вещи, и оценим только разницу в их сцепных свойствах (т.е. не будем рассуждать о технике вождения и об особенностях реакции водителя).
Сцепление в контакте двух поверхностей всегда зависит от свойств материала каждой из поверхностей, и ограничено прочностью на сдвиг материала самой слабой из поверхностей. Можно мысленно приклеить пятно контакта шины к дороге супер клеем, сцепление с глиной будет ограничено прочностью глины, а сцепление с асфальтом прочностью шины. Также влияет на трение и наличие дополнительных веществ между поверхностями (например, смазки).
Так условно можно считать, что коэффициент сцепления двух поверхностей k, равен произведению коэффициента сцепления k1 первой поверхности с идеальной поверхностью, и коэффициента сцепления k2 второй поверхности с такой же идеальной поверхностью. Т.е. k=k1*k2, из этой формулы по-прежнему следует, что общий коэффициент сцепления в паре зависит от сцепных свойств каждой из поверхностей. Так как бывают явно скользкие поверхности, такие например как ровный гладкий несильно холодный лед, с коэффициентом сцепления падающим почти до нуля, общее сцепление шины, т.е. просто резины на льду будет также сильно падать, так как один из множителей стремится к нулю. Не смотря на то, что сцепление при этом по-прежнему зависит от свойств шины, . k=k1*k2, оно все равно падает до значений от 0,05 до 0,1. Так в паре со льдом, при отсутствии каких либо сыпучих материалов (снег, ледяная крошка) работают любые типы шин. Тормозной путь прямо пропорционален коэффициенту сцепления, во сколько раз он падает, во столько раз удлиняется тормозной путь. Если на зимнем асфальте коэффициент сцепления был около 0,6, то на льду в лучшем случае будет 0,1. На 60 км в час тормозной путь (не путать с остановочным) увеличится с 23м до 138м. Так разница будет для липучек на «катке».
Как работают шипы? Кроме трения покоя при движении шины всегда присутствует составляющая скольжения. Набегающие элементы шины сжимаются в пятне контакта, становятся ниже, но шире, элементы протектора проскальзывают в стороны. При выходе из контакта, элемент протектора восстанавливает свою форму, становится выше и уже, проскальзывая в обратную сторону. Можно взять молярную кисть, приложить её к столу и надавить. Будет видно, как она распушается, а при отпускании щетина проскальзывает обратно. Таким образом в пятне контакта всегда есть небольшое проскальзывание, а при ускорении продольном или боковом оно дополнительно растет. Максимальное сцепление наблюдается при 10-15% проскальзывании. Из-за этого явления мы наблюдаем истирание и износ шины, даже при умеренной езде. Но что такое истирание – это же разрушение, а для любого разрушения тратится дополнительная энергия. Всем понятно, чтобы ошкурить слой дерева, надо приложить усилие. Эта анергия разрушения является дополнительным источником трения при движении шины. На скользких поверхностях типа льда разрушения почти не происходит, и, также как сила трения покоя, сила трения скольжения простого протектора сильно падает. Но если есть шипы, то они начинают царапать и разрушать лед. Это дополнительный и не зависимый источник сцепления. За счет энергии резания появляется добавочный коэффициент сцепления от 0,07 до 0,15, которй добавляется к сцепным свойствам протектора. Так просто протектор на льду имеет сцепные свойства от 0,05 до 0,1, а с шипами от 0,05+0,07 до 0,1+0,15. Т.е. шипованная резина на «катке» почти удваивает сцепные свойства по сравнению с липучками, сокращая тормозной путь в 2-2,5 раза. При 60 км в час липучки на афальте 23, на льду 138, шипованная резина 55-69 м.
Ещё больший эффект получается от цепей противоскольжения.
Если снег и лед в регионе редкость нужно брать липучки, а в багажнике на случай катаклизма держать цепи, если же вы живете так где снег и лед норма, рассуждать, что липучки не уступают шипам весьма наивно.
Насколько шипы уступают липучкам на асфальте?
Коэффициент сцепления шипованой резины падает на чистом асфальте на 5-10% не более.
Например, если для липучек он был 0,6, для шипов он будет 0,54. Предельны тормозной путь на 60 км в час будет удлинятся с 23м на липучках до 25 на шипах. Разве это сопоставимо с разницей на льду 60 для шипов и 138 для липучек. Такое увеличение предельного тормозного пути разумнее считать технологической особенностью, а не недостатком.
Образование – это то что осталось, после того, как все выученное забыто.
Vladimir777
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 14 дек 2009, 22:05
Откуда: Ижевск
Марка автомобиля: Ford
Модель автомобиля: Fusion
Стаж (лет): 15
Пройдено программ ЦВВМ: 0

Re: Зимняя резина

Непрочитанное сообщение Igor N » 14 ноя 2014, 17:01

Vladimir777 писал(а):Это кто-то необоснованно придумал, или пересказал с искажениями, что на машине с ABS шипы обязательны. Справедливее сказать, что их предпочтительнее использовать на машинах, оборудованных анти блокировочной системой тормозов, так как они имеют более узкий диапазон изменения коэффициента сцепления. В упрощенном виде можно сказать, что при срабатывании ABS машина будет тормозить не лучше, чем самое плохое по сцеплению колесо. А так как «липучки» более нестабильны по коэффициенту трения, то и тормозной путь в некоторых случаях будет более нестабильным, непостоянным, неожиданно удлиняющимся, т.е. менее прогнозируемым.
Но он не более предсказуемым оказывается на липучках по сравнению с шипами и на машинах без ABS. Если вы не достаточно хорошо водите автомобиль, не читаете соответствующих книг, не отрабатываете на специальных площадках контраварийные приемы, но хотите, тем не менее, свести риск при езде к минимуму, используйте шипованную резину. Безопасная езда на «липучках» требует определенного мастерства.


Спасибо, буду знать!)
Igor N
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 10 ноя 2014, 13:00
Марка автомобиля: ford
Модель автомобиля: focus
Стаж (лет): 7
Пройдено программ ЦВВМ: 0

Пред.

Вернуться в Технические вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron